Главная Маршруты

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 
Магнитогорский трамвай.  Статьи
 


 

17.01.2009

Текст: Илья Московец

Вагоном управляет… снеговик

Завтра - 74 года со дня, как на улицах Магнитки появился первый трамвай.

Трамваи… В нашем городе этот вид общественного транспорта, казалось, всегда был и всегда будет.

Помню, как школьником в 90-е катался по бесплатному годовому проездному (неужели были такие когда-то?), как в начале 2000-х пенсионерам "предоставили" "льготные" трамваи, и возмущенные бабушки и дедушки вышли митинговать к администрации города…

А компостеры? Казалось, уж эта штука в вагонах будет присутствовать всегда. Но с лихой разрухой девяностых от компостеров отказались и вернули подзабытых кондукторов. А что? Их не обманешь, как равнодушный механизм, а окажись без билета - вылетишь из вагона.

Да что я все о старом, когда сию минуту под окнами проезжает нарядный, как новогодняя елочка, трамвайчик. Такого в Магнитке точно раньше никогда не было, но может, теперь к каждому празднику, каждой значимой дате украшенные трамваи будут рассекать по улицам и проспектам Магнитки, тем более не за горами юбилей города? А завтра, между прочим, - семьдесят четыре года с того дня, как в 1935 году водитель Клавдия Колова вывела на линию первый в юном Магнитогорске трамвай.

…Кто в тресте "Электротранспорт" придумал нарядить трамвай маршрута № 24, не знают ни кондуктор, ни даже водитель нарядного вагончика. Единственное, что удалось выяснить: трамвай в таком виде вышел на линию под самый Новый год - 30 декабря. "Фасад" вагона украшает веселый снеговик, подмигивающий подсветкой. Такая же подсветка в виде снежинок присутствует и на бортах. Салон же украшает разноцветный дождь.

В 10.59 утра - ровно по графику - новогодний трамвай трогается из депо на Зеленом Логе принимать первых пассажиров. Но самым первым оказывается… синичка, устроившаяся на сиденье кондуктора Ольги Сильнуковой. Заметив объектив фотокора Дмитрия Рухмалева, птичка, видимо, вспомнив, что сегодня без прически, застеснялась, моментально вспорхнула и пулей вылетела из вагона.

Сегодня на маршруте водитель Наталья Бакланова.

- Не было бы этого пресловутого кризиса, дома бы сидела с ребенком, - рассказывает она, не отрывая глаз от дорожного полотна.

Наталья в декрете, но с трестом "Электротранспорт" у нее заключен специальный договор: в удобные для нее дни она выходит на работу. Вот и сегодня выдался такой день. А дома с малышом муж Сергей, кстати - тоже водитель трамвая.

Первая остановка, в вагон заходят немногочисленные пассажиры, устраиваются на теплые сиденья. Кондуктор принимается их обилечивать.

- Почему так долго? Я полчаса прождал, - ворчит подвыпивший мужчина. - Раньше не могли выйти?

- У нас график, - пытается успокоить его Ольга Сильнукова.

Еще немного поворчав для порядка, мужчина наконец замолкает и поворачивается к окну.

- Как бы мне ни грубили, стараюсь быть спокойной, не срываюсь на остальных пассажиров, которые, уж точно, ни в чем не виноваты, - объясняет мне вполголоса кондуктор.

- Дочка, с льготным проездом не решили еще? - вопрошает старушка, обращаясь к кондуктору.

- Говорят, в конце месяца решение примут…

Этот вопрос за время поездки Ольге Юрьевне зададут еще не раз. Наболело.

…Уже остановка "Улица Труда", а пассажиров едва четверть салона набралось.

- Неужели кризис заставляет горожан пешком ходить? - спрашиваю водителя.

- Какой там кризис, - отмахивается Наталья. - Часы пик еще никто не отменял. Рано утром, когда едут на работу, в школы и институты, вагон забит пассажирами - не продохнуть. Так же и вечером.

Наталья работает водителем уже седьмой год, насколько тяжел этот труд, знает не понаслышке. Смотреть во время движения ей приходится не только вперед, но и в боковые стекла. В случае чего - экстренно тормозить. А во время остановки следить, чтобы все пассажиры зашли, и не дай бог, кого-то прищемит дверью.

Трамвай с каждой остановкой все наполняется пассажирами. Каждый вошедший непременно обращает внимание на праздничное убранство вагона. Кто знает, может, именно этот разноцветный дождик, веселый снеговик и мигающие снежинки не только заряжают пассажиров маршрута № 24 хорошим настроением, но развеивают будничную рабочую суету.

Интересно, украшали в 1935-м первый магнитогорский трамвай?..

 

Авторы Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Александр Польша, Георгий Красников, Straszny. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Сайт управляется системой uCoz