Главная Маршруты

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 
Магнитогорский трамвай.  Статьи
 


 

24.01.2009

Текст: Ольга Максимова

Фото Андрей Серебряков

 

Глава подбодрил пенсионеров

Поставлена точка в разговорах о ветеранских льготах на проезд в общественном транспорте.

Варианты рассматривались разные - и разные настолько, что приводили к откровенным непониманиям и даже конфликтам.

Кто-то предлагал сделать пенсионерам неограниченный бесплатный проезд - но такой проезд бесплатен лишь для пенсионеров, на самом же деле за каждую "бесплатную" поездку полным рублем платит городской бюджет. А поскольку в бюджете 2009 года из-за кризиса свободных денег не осталось, то встал вопрос: откуда взять деньги? Либо отменить ремонты дорог, либо перестать учить школьников плаванию, либо урезать дотации на содержание детских садов.

"Бесплатные" деньги

Еще в ноябре депутаты городского Собрания поддержали предложение главы ввести для "муниципальных пенсионеров" ежемесячные выплаты по 200 рублей как компенсацию проезда в общественном транспорте: это решение обошлось городскому бюджету в 36 миллионов рублей. К слову, понятия "муниципальный пенсионер", по большому счету, не существует: есть льготники федеральные, есть - региональные и есть те, кто не получает никаких льгот. Их и решили поддержать на уровне города, выделив, как и областным, ежемесячные 200 рублей за счет местного бюджета. Эти деньги перечисляются на "социальные карты".

Пенсионер заходил в трамвай или автобус, кондуктор "чиркал" его социальной картой по терминалу - и за каждый "чирк" карточки транспортные предприятия выставляли городу счет: 10 рублей - за трамвай, 12 - за автобус.

И это - ключ к пониманию проблемы, почему позднее число поездок, бесплатных для пенсионеров, но совсем не бесплатных для бюджета, было ограничено: оплачивать неограниченное число поездок городу стало попросту нечем. Средства были только для оплаты поездок пенсионеров в пределах 30-ти в месяц.

Приведем две цифры: если в прошлом году собственные доходы бюджета города составили 3,8 миллиарда рублей, то в 2009-м эта сумма упала до 2,7 - больше, чем на миллиард. И если, например, в 2008 году на ремонты и строительство дорог бюджетом города было истрачено 730 миллионов рублей то план 2009 года - всего 50 миллионов. Почти в 15 раз меньше.

Как признаются в администрации, самым простым и удобным решением было бы объявить безлимитный проезд. И транспортники довольны, и пенсионерам хорошо, и вообще - никаких проблем. Кроме одной: дотаций из городской казны больше нет ввиду огромного сокращения бюджета. Так что этот вариант помощи пенсионерам привел бы либо к остановке общественного транспорта, либо к подорожанию проезда для обычных граждан на несколько рублей. В условиях кризиса, когда у подавляющего большинства горожан сократились зарплаты, а многие вообще остались без работы, этот вариант был признан неприемлемым.

На льготных условиях

В итоге главой города было принято следующее решение, которое как раз и должно отразить баланс интересов всех участников процесса. Для пенсионеров устанавливается льготная стоимость проезда на том минимальном уровне, который может себе позволить город.

С начала каждого месяца пенсионер пользуется общественным транспортом, оплачивая поездки "социальной картой" по обычным ценам. Но как только перечисленные ему на социальную карту 200 рублей заканчиваются, все следующие поездки пенсионер оплачивает по льготной цене: 4 рубля - за одну поездку в трамвае и 6 рублей - за одну поездку в автобусе.

Оплачивать поездки по льготной цене нужно будет только социальной картой - для этого на нее придется класть собственные деньги. Это может быть какая угодно сумма без ограничений. Сейчас прорабатывается вопрос, как сделать процедуру внесения денег на счет максимально простой для пенсионера, и в ближайшие дни механизм будет опубликован в городских СМИ. При этом неизрасходованная в нынешнем месяце сумма собственных денег пенсионера автоматически будет переноситься на следующий месяц. Но с начала каждого месяца все поездки в пределах выделенных бюджетом 200 рублей будут "списываться" с карточки по полной стоимости (например, 20 поездок в трамвае), и только после этого начинают действовать льготные цены на проезд.

Как будут жить транспортники?

Ответ на этот вопрос один: тяжело. К сожалению, пришлось отложить многие намеченные ремонты. Отменено запланированное повышение заработной платы всем категориям сотрудников. Чтобы читатель мог сам сделать выводы, приведем несколько цифр. Средняя заработная плата в тресте "Электротранспорт" с учетом зарплаты руководителей составляет всего 11100 рублей. У монтеров пути это 8 тысяч, у вагоновожатых - 13... При том, что средняя зарплата по городу - более 16 тысяч рублей...

Что будет дальше?

В ближайшие месяцы никаких изменений не предвидится. Не будет меняться ни стоимость проезда для граждан, ни условия проезда для пенсионеров. К началу садового сезона, в апреле, будут приняты дополнительные варианты поддержки садоводов старшего поколения, и различные варианты таких льгот уже просчитываются. Конечно, бесплатно ничего не будет - в ситуации, когда во многих регионах России бюджеты оказались вообще "на нуле", говорить о серьезных дополнительных расходах не приходится. Накануне и губернатор Челябинской области обратился к главам городов с требованием установить режим максимальной, жесточайшей экономии, чтобы обеспечить стабильность социально-экономической ситуации, чтобы в погоне за дешевой и временной популярностью не сорваться вниз за теми регионами, где уже начались более чем серьезные проблемы.

Комментарий председателя городской общественной организации пенсионеров и ветеранов Анатолия Слонина:

- Мы все привыкли в последние годы к бесплатному проезду в общественном транспорте. Поэтому я прекрасно понимаю болезненную реакцию многих ветеранов на изменения, касающиеся льгот на проезд. При этом очевидно, что для городского бюджета бесплатных поездок давно уже не существует. Содержание общественного транспорта и перевозка льготников оплачиваются из городской казны. Поэтому в условиях кризиса и резкого снижения доходов бюджета мы должны принять позицию администрации и поддержать ее решение. Понятно, что бесплатных двадцати поездок многим недостаточно. Особенно это касается активистов ветеранского движения, которые в месяц совершают до сорока-пятидесяти поездок. Понятно, что и шесть, и четыре рубля для каждого пенсионера - деньги. Но, повторю еще раз: сегодняшняя ситуация в экономике вынуждает с этим смириться. По крайней мере, до начала садового сезона. В апреле же администрация вернется к так называемым транспортным льготам.

 

Авторы Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Александр Польша, Георгий Красников, Straszny. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

 
Сайт управляется системой uCoz