Главная | Маршруты | Статьи | Сведения | Будущее | Общение | Контакт | Ссылки |
Магнитогорский трамвай. Статьи | ||||||
|
06.12.2007 Текст: ЮРИЙ БАЛАБАНОВ. Фото АНДРЕЯ СЕРЕБРЯКОВА. НА НАШ ТРАМВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ Общественный градостроительный совет скорректировал генплан развития Магнитки. ПОХОЖЕ, петербургские архитекторы, работающие над корректировкой генплана Магнитогорска, прислушались к мнению общественности города, группы архитекторов, градостроителей, к публикациям в СМИ и, в частности, в «Магнитогорском металле» («Обойдемся без метро», «Транспортный тупик», «Корова, не дающая молока»). И оставили в покое, по крайней мере лет на 15–17, такие абсурдные «новации», как ликвидацию трамвайного сообщения по проспекту Маркса и Казачьей переправе. В конце ноября при активной поддержке главы города Евгения Карпова состоялись встречи под эгидой местной организации Союза архитекторов РФ, архитектурной и градостроительной общественности, молодой поросли архитекторов города и ветеранов с группой специалистов Ленпромстройпроекта, занимающихся корректировкой генплана Магнитогорска и находившихся в нашем городе в длительной командировке с целью «изучения вопроса на месте», сбора необходимой информации. Эти совещания многие позиционировали, и не без оснований, общественным градостроительным советом, благословленным, кстати, руководством управления архитектуры и градостроительства городской администрации. Естественно, собравшихся интересовало, внесли ли питерцы какие-то поправки в свои наработки, представленные магнитогорцам в мае этого года в качестве первого этапа корректировки генплана-97? Были ли учтены, мягко говоря, замечания в отношении таких показавшихся многим абсурдными идей, как ликвидация трамвайного движения по основной магистрали Правобережья – проспекту Маркса, а также по Казачьей переправе? Да и не замечания, скажем прямо, а шквал возмущения и рядовых магнитогорцев, в первую очередь – пожилого возраста, и многих специалистов. Руководство города, похоже, тоже отнеслось к идее «сноса трамвая» скептически, пообещав, в силу своего служебного статуса, «проработать и обсудить вопрос» и что решение будет в любом случае приниматься исключительно в интересах людей и города. Собственно говоря, магнитогорских специалистов-градостроителей «трамвайные поползновения» особо не волновали. Тем паче, что еще ни один генеральный план не выполнялся даже наполовину, что характерно не только для Магнитогорска, но и большинства городов России. Их, как и обывателей, «укусила» абсурдность предложения, вокруг чего и затеялась дискуссия. Вплоть до того, а нужны ли такой генплан и такие «корректировщики», приезжающие к нам за тридевять земель определять будущий облик Магнитки? Любопытно, что спустя полгода из Санкт-Петербурга приехала совершенно другая творческая группа. Кто-то посчитал, что эта замена вызвана неким «столкновением идей», а возможно, питерцы решили взглянуть на проблемы Магнитки «незамыленным», свежим взглядом. Не исключено, что перестановка вызвана какими-то структурными преобразованиями в самом Ленпромстройпроекте. Но как бы то ни было, питерцы поменяли коней на переправе и сделали это удачно: приехали в Магнитогорск с новыми идеями, наработками и начали с разработки транспортной схемы города, на которую впоследствии можно будет «сажать» жилые массивы, соцкультбыт, инженерную инфраструктуру и прочее. А до этого было все наоборот: сначала «лепили» микрорайоны, а затем начинали думать, как по ним и по городу передвигаться. И таких несуразиц от прежних времен осталось немало. Это, к примеру, жилой массив в условном квадрате улиц Грязнова, Советской, Советской Армии и проспекта Маркса, кварталы по обе стороны улицы Суворова между улицами Грязнова и Гагарина. В этом же ряду половина улицы Галиуллина, где и улицы как таковой нет, улица Жукова, упершаяся в улицу Труда, микрорайоны восточнее проспекта Маркса между улицами Грязнова и Советской Армии. А если по большому счету, то все, что понастроено в правобережье за последние полвека. Как отметили многие магнитогорские специалисты, питерцы привезли новаторскую идею: создать в городе малое транспортное скоростное кольцо вокруг существующей застройки. Без светофоров, с развязками в двух уровнях, с которых был бы выход, с одной стороны, на основные городские дороги, с другой стороны – на недавно пущенную объездную дорогу с выездом из города на Челябинск, Сибай, Верхнеуральск, Белорецк. Это внутреннее городское кольцо, по идее, должно обеспечить нормальное автомобильное сообщение в городе, по самым скромным прикидкам, до середины века – несмотря на лавинообразную автомобилизацию. Предполагается, что особенности трассы обеспечат безопасное автомобильное движение со скоростью до 120 км в час, а на ряде участков возможна организация и скоростного трамвая. Транспортная «прелюдия» к корректировке генплана учитывает, безусловно, перспективы развития города, каким он может и должен быть, скажем, к 2025 году. Рассматривают и оценивают экономические, демографические перспективы и, по большому счету, стратегическое развитие Магнитки. Предлагают, к примеру, обратить внимание на развитие территории за железнодорожным вокзалом. И не только для того, чтобы там проложить часть внутригородского скоростного кольца: в будущем здесь могут проложить автомагистраль и железную дорогу на Оренбург и далее на Самару, то есть, появится еще один выход на Москву, а также в восточные районы страны, в Казахстан, на Северный Урал. И это не только экономические выгоды транзита, но и удобный доступ к рудным, угольным базам. Причем экономическая целесообразность была просчитана еще во времена царя Гороха: по всей трассе «железки» до Оренбурга проведены изыскания и даже вроде бы есть рабочий проект. Еще одно смелое и довольно старое предложение: проложить транзитную магистраль внутригородского кольца через территорию ОАО «ММК» – по эстакадам от пятой проходной до Комсомольской площади, возможно, с организацией внутренних проходных, что существенно облегчит перевозки людей к месту работы и обратно. Все это, конечно, проекты, требующие глубокого изучения, многочисленных согласований. Как и организация «четвертой параллели» – городской магистрали восточнее проспекта Ленина с выходом на Северный переход. А по существующей трамвайной сети на том же проспекте Маркса питерцы на этот раз предложили пустить трамвай не по центру, а по краям магистрали, что позволит и проезжую часть для автотранспорта расширить, убрав с центра дороги остановочные площадки и замостив пути, и безопасную посадку-высадку пассажиров обеспечить. – У новой группы петербуржских специалистов, работающих над корректировкой генплана Магнитогорска, – говорит директор ООО «Соцжилстрой», архитектор Правобережного района в 1983–2000 годах Сергей Федоренко, – совершенно иные подходы, творческая платформа. Их новые идеи перспективны, настраивают на детализацию, дальнейшую работу. Группа плотно и охотно работает со специалистами города, управления архитектуры и градостроительства, собирает богатый информационный материал. – Необходимо к обсуждению подобных крупных задач привлекать широкий круг специалистов, общественности, – говорит старейший градостроитель, начальник управления архитектуры и градостроительства в 90-х годах Владимир Елшанский. – Будущее города, идеи генплана не должны лежать мертвым грузом в архивах, доступных лишь специалистам. – Новые идеи перспективного плана до 2025 года, – говорит начальник городского управления архитектуры и градостроительства Илья Пономарев, – рассчитаны на то, чтобы наш город освободился к тому времени от налета провинциальности, стал более комфортным для проживания и получил широкие возможности экономического и социального развития на отдаленную перспективу. – Конечного итога у новой «команды» питерцев, работающих над нашим генпланом, нет, – говорит председатель городской организации Союза архитекторов России Елена Лешер. – Но они приехали с интересными идеями, которые намерены согласовать, уточнить, развить с участием магнитогорских специалистов, главным образом, управления архитектуры и градостроительства. Наша организация охотно подключила к этим совещаниям общественный «архитектурный круг», молодых специалистов. Безусловно, это будет полезно и для их творческого роста, и для решения тех задач, которые им и придется претворять в жизнь.
|
Авторы Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Александр Польша, Георгий Красников, Straszny. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!